А тут как раз борьба с пьянством в самом разгаре, на дворе был 1987 год. Председатель государственной комиссии приказал подать документы на увольнение из училища. Всё было оформлено, как-то не по военному оперативно. Сразу в Москву, быстро приказ...
Когда приказ об увольнении с училища был подписан, его сразу зачитали перед строем, а ребят вывели из строя и отправили собирать шмотки. Мол вы уже гражданские, забирайте документы и домой... посторонние здесь не нужны. Представляете, их дома ждут офицерами, а они возвращаются гражданскими, да еще без дипломов?!
И один из самовольщиков, забрался на крышу казармы и бросился вниз головой. Смерть наступила мгновенно. Второго всё равно отчислили (приказ уже был). Через год он каким-то образом смог восстановиться, сдал ГОСы, и его мечта стать офицером сбылась.
Сегодня, я до сих пор все это воспринимаю жутко. Понятно, что у парня был ситуативный стресс или как-там он у
психов психологов называется. Но может быть такой была его судьба. Может теперь олигархом был бы, или директором винно-водочного магазина. Сделал бы кучу детей, внуков. Не понимаю я таких решений - головой вниз или шею в петлю... но он уже все и сам наверное понял, находясь наверху...
Перед ГОСами прошли учения на которых присутствовали большие артиллерийские начальники ВС СССР.
С задачей мы справились, об этом я уже писал )))) Отвоевали, получили благодарность и впереди оставались только ГОСЫ.
К ним готовились всерьез. Обещали нам проблемы и жесткую комиссию. Всё свободное от занятий время я целиком тратил на оформление своего стрелкового блокнота.
Вообще арт стрелковый блокнот начинают делать, как правило, на втором курсе. И занимает процесс наверное год, а у кого и все три. Это процедура, идентична переписыванию монахами какой либо старинной рукописи. Писать нужно было именно тушью, пером на ватманских листах. Затем листы переплетались в формат книги (или наоборот сначала переплетались, затем оформлялись). На заключительном этапе в ацетоне растворялась офицерская линейка и этой массой, несколько раз покрывался ватман (только морозостойкая черная тушь под такой линейкой не расплывалась). Ватман пропитывался насквозь и становился таким прочным, что на нём можно было многократно писать карандашом... стирать и опять писать. Этот блокнот училищный у меня до сих пор сохранился. У меня на нем даже выписки из таблиц стрельбы были с дальностями и прицелами, так что хоть сейчас могу команду подать ))) и для Д-30 и для М-30 и для 2С3.
Преподаватели по стрельбе требовали наличие рукописного блокнота. Типографские формы не принимали и... в лучшем случае, снижали оценку. Мол, пока сам ручками все формулы не перепишешь, под себя все не расчертишь и не заточишь, стрелять не научишься. Какой-то смысл в этом был.
Увы... но первый же экзамен я завалил. Получил трояк, хотя билет знал и должен был получить, как минимум четыре а то и пять. Это мой первый и единственный трояк в дипломе - по «научному коммунизму».
Все потому что взял на себя смелость поспорить с председателем государственной комиссии по поводу работы В.И. Ленина "Государство и революция". Вдаваться в научные дискуссии и суть спора поднимать не буду. "Председатель" с моей трактовкой истории не согласился, а когда я стал доказывать свою правоту, – приказал комиссии поставить тройку.
Самое обидное, что данный вопрос я знал неплохо, и данная несправедливость меня сильно покоробила. Экзамены сразу "достали". Я расстроился и к оставшимся вообще перестал готовиться... и благополучно сдал их на "хорошо" и "отлично".
Выпуск проходил в городе. Перед ним, несколько дней шатались, по училищу – получали форму, фотографировались на документы, пришивали, подгоняли и т.п. Форма хранилась в казарме и периодически, по ночам, шутники меняли её местами. У многих. Да так, что одев её утром, эти "многие" становились похожими на клоунов. Разбирались долго и мучительно.
После торжественного вручения погон и получения дипломов кричали ура, подбрасывали монетки и вручали металлический советский рубль первому, отдавшему честь солдату (тогда отдание воинского приветствия ещё так называлось). Солдат искать было не нужно. Они сами подкарауливали нас везде. Затем, в сквере, опустили ромбики об окончании училища в специально сделанную гильзу с ручками, налили в неё водки и пили её по кругу. Орали строевые песни… в первый раз без принуждения. Вместе с нами приложился к гильзе и командир взвода.
Меня распределили в Ленинградский военный округ, куда-то за полярный круг, но куда именно, предстояло выяснить в Петрозаводске в штабе армии после отпуска.
Была еще важная традиция... отдельные индивидуумы сдернули с пьедестала два старинных орудия, стоящих перед училищем и выкатили их на Московский проспект (лично не видел, но разговоры были). Еще два были приварены крепко (их там четыре). Находящийся рядом с училищем памятник Менделееву тоже не забыли. Ему, традиционно начистили нос, надели каску, а в руки вставили бутылку водки.
Выпуск отмечали в городе. В кабаке. Упились жутко. Кто-то сломал руку, кто-то получил по морде, а Игорь с третьей батареи, после празднования выпуска развелся, так как смог засветиться у молодой супруги лишь на девятый день по окончании торжеств, да к тому же после примирения заразил её чем-то… трудноизлечимым... веселый был у парня отпуск...